ЖЕНСКИЙ ПОРТАЛ

Главная Новости

Обучение детей дошкольного возраста технологии росписи по стеклу в системе дополнительного образования Детский сад

Опубликовано: 28.09.2018

Автор предлагает изучить и проанализировать зарубежную, отечественную литературу по развитию творческой активности детей дошкольного возраста и приобщению их к росписи по стеклу. Выявляются эффективные условия для развития творческой активности детей в деле росписи по стеклу; разрабатываются методические рекомендации.

Настоящая программа описывает курс обучения детей дошкольного возраста росписи по стеклу и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для ДОУ и источников, приведенных в списке литературы.


М.Ю. Лермонтов (Песочная анимация от Happy ART Ставрополь)

Цель курса: формирование у детей умений и навыков в росписи по стеклу, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

1. Познакомить детей с искусством росписи по стеклу.

2. Обучить техническим приемам и способам росписи по стеклу.

3. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета.

4. Развивать чувство композиции и цвета.

5. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Программа предполагает проведение 2 кружковых занятий в неделю с детьми 6-7 лет во второй половине дня педагогом дополнительного образования. Продолжительность занятий 30-40 минут. Общее количество кружковых занятий в год – 72 часов. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Приложение 1

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и межпредметных связей по разделам:

Музыкальное воспитание. Использование на занятиях музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

Ознакомление с окружающим. Расширение кругозора в процессе ознакомления с историей данного искусства, рассматривания узоров, картин, различных наблюдений, экскурсий, а также знакомства со строением предметов, объектов.

Развитие речи. Использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании картин, предметов и объектов, собственных работ и работ товарищей.

В данной программе отражены такие виды работ:

- основы общей композиции;

- живопись;

- орнаменты, их специфика и особенности;

- ознакомление с техникой;

- художественная роспись и украшение стеклянных изделий;

Программа включает в себя:историю возникновения технологии росписи по стеклу и витража; беседы по теме; приемы, применяемые в росписи по стеклу; применение технологии росписи по стеклу при оформлении интерьера; правила ухода за расписными изделиями; основы композиции; цветоведение; организацию труда, экономические расчеты. В данной программе отражены такие виды работы: основы общей композиции, графика, живопись, орнаменты, их специфика и особенности, ознакомление с техникой, художественная роспись и украшение стеклянных изделий.

Овладение детьми содержанием программы технологии росписи по стеклу поможет им во взрослой дальнейшей жизни быть творческой личностью, подходить к любой работе творчески, поможет создать основу для формирования саморазвивающийся личности.

Педагогическая диагностика

Уровень знаний и умений воспитанников можно определить, воспользовавшись данной диагностикой, основанной на разработке доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”

Анализ продукта деятельности.

1. Основы композиции. 3 балла – расположение рисунка, объекта по всей поверхности изделия, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – изображение наносится на отдельных частях изделия, в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

2. Цвет: 3 балла – цветовая гамма разнообразна; ребенок использует сложные цвета и цветовое сочетание, аргументирует, творчески рассказывает о выборе цветовой гаммы ; 2 балла – преобладание нескольких цветов и оттенков, использование “традиционной” гаммы, придерживается реальных цветов предметов и объектов, нет творческого подхода к их выбору; 1 балл - безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете, не может объяснить выбор цвета.

3. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности.

1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобр. материалами; 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого, заинтересован предложенным заданием, критично оценивает недостатки в свей работе; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.

План проведения занятий

Организационный этап. Проверка по списку. Напоминание техники безопасности при работе со стеклом и красками.

Основной этап. Объяснение новой темы, закрепление, самостоятельная практическая работа.

Контрольный этап. Устный опрос по теме занятия. Просмотр практических работ детей. Исправление ошибок.

Рефлекторный этап. Самооценка, самоанализ работ детьми, выявление допущенных ошибок, эмоциональное состояние.

Итоговый этап. Сообщение педагога о результатах занятия, организация выставки работ, поощрение.

Программные требования к знаниям по окончании курса технологии росписи по стеклу:

1. Классификация, история росписи по стеклу.

2. Основы композиции.

3. Виды и свойства красок для росписи по стеклу.

4. Технология росписи по стеклу.

Программные требования к умениям по окончании курса технологии росписи по стеклу:

1. Организовывать трудовой процесс, рабочее место.

2. При росписи по стеклу применять национальный колорит.

3. Определять расход красок для росписи различных изделий из стекла.

4. Разрабатывать несложные композиции декоративного оформления.

Необходимые материалы и инструменты

для работы со стеклом

Краски для росписи по стеклу.

В продаже имеются не мало типов красок разной консистенции для росписи по стеклу. В их основе могут лежать синтетические растворители либо вода. Густые водяные краски при необходимости могут быть разбавлены, но в целом они обладают естественной текучестью. Период время высыхания колеблется от 30 минут. Предлагаем краски, адаптированные для творчества детей:

- ОАО Гамма “Витраж”, набор красок по стеклу на водной основе 6 цветов.

- ОАО Невская палитра “Декола”, акриловые краски по стеклу и керамике.

- ООО Експрибор “Тинта-вива”, краски по стеклу во флаконах с дозаторами, водорастворимые полупрозрачные.

- ОАО Луч “Я все могу”, прозрачные, эластичные краски превращающие при высыхании в аппликацию.

- ЗАО завод художественных красок “Сонет”, акриловая краска по стеклу “Металлик”.

Краска-атлайнер. С помощью этой краски можно наметить общую структуру рисунка. Первоначально она использовалась для разметки линий и прочертывания контуров в витраже, но теперь это краска, оставляющая на стекле рельефные очертания. Краска аутлайнер бывает разных цветов, продают его в разных упаковках, наиболее распространены металлические тюбики и пластиковые флаконы с конусовидной насадкой, через которую выжимается краска.

- ЗАО художественных красок “Невская палитра”, контуры по стеклу и керамике “Декола”.

Кисти в работе будут необходимы круглые кисти, беличьи или колонковые. Размер кистей зависит от размеров покрываемой поверхности. Чтобы фактура росписи приобрела большую эффектность, используйте либо жесткую щетинную кисть, выравненную обрезыванием кончика волоса, либо кусок губки.

Инструменты.

Ножницы. Советуем использовать очень прочные ножницы.

Фен для волос. Фен для волос необходим, если вы хотите быстро высушить роспись.

Бумажное кухонное полотенце. Им вы будете снимать уплотненные шарики краски аутлайнера на насадке тюбика или флакона, из которых ее выдавливают, а также чистить кисти и убрать из них излишек краски в процессе расцвечивания рисунка.

Клеящий спрей. Разбрызгивающая жидкость слабой клейкости используются при прикрепления к поверхности стекла шаблонов и бумаги.

Скотч. Ползуйтесь прозрачной лентой, чтобы удержать шаблоны в нужном месте во время калькирования их на поверхность стекла.

Список использованной литературы

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М., 1998. -22 с.

2. Гир Алан, Фристоун Барри. Роспись по стеклу. - М: Издательство “АРТ-Родник”, 2004. - 105.

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239.

4. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. -Якутск, 1991. – 64 с.

5. Дополнительное образование детей в Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2003. – 40.

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 349.

7. Карамзина У.А. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2001. - 120.

8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120.

9. Новикова Е. Эстетическое воспитание школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства. // Воспитание школьников. - 2003, №8 -30 с.

10. Резников Н.П. Анализ художественных произведений на уроках ИЗО, проводимых по программе Б.М. Неменского. Методическая разработка. - Спб., 1992-36 с.

11. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу. - М.: Издательский дом МСП, 2005. - 112.

12. Скребцова Т.О. Фантазии со стеклом: витражи, картины, роспись. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 188.

Презентация

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Цикл познавательных музыкальных занятий об истории возникновения музыкальных инструментов для детей старшего дошкольного возраста "Там, где музыка живет"

Цикл обобщающих тематических интегрированных бесед о классической музыке с детьми подготовительной группы по теме "Времена года"

Музыка как средство воспитания у старших дошкольников эстетического отношения к природе (опыт работы)

Спектакль для старших дошкольников "На войне как на войне"

Музыкально-художественная гостиная, посвященная Дню матери (для детей подготовительной группы)

В мире музыкальных инструментов

| обучение | программа обучения | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | технологии | классы технологий | росписи | роспись ногтей | стекло | стекл | системе | поисковые системы | дополнительного | дополнительное образование | образования | министерство образования | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Обучение детей дошкольного возраста технологии росписи по стеклу в системе дополнительного образования Детский сад
rss